Загородный рынок: метаморфозы роста

Загородный рынок: метаморфозы роста

На загородном рынке перемены: девелоперы стали использовать свежие технологии продвижения своего товара, активно работать с ипотекой, блогерами. Продажи растут, но пока что этот рост не обратился в устойчивую тенденцию.

Последние месяцы на загородном рынке заметно оживление. Даже власти, скорее всего сами того не осознавая, вносят посильную лепту в это оживление. Взять хотя бы закон Ленобласти, предусматривающий передачу земли сразу в собственность для многодетных семей (раньше нужно было пройти через долговременную аренду). Напомним, что с 2016 года было выделено 837 участков с инженерной инфраструктурой. Как ни крути, а это более 4 тысяч новых загородных жителей.

Пошел в рост

Конечно, власть могла бы более активно создавать инженерную инфраструктуру, которая позволяет чувствовать себя в загородном доме так же комфортно, как и в городском. Но что есть, то есть.

Аналитики в апреле-мае зафиксировали рост продаж, хотя стабильно растущего спроса как не было, так и нет. Сохраняется ситуация последних лет: в одних поселках количество сделок увеличивается или находится на плановом уровне, в других — сделок практически нет. Тем не менее, по данным аналитиков «Петербургской недвижимости», на первое июня объем сделок вырос на 12 % по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. При этом 45% от общего количества пришлось на дома в СНТ, в ценовом диапазоне 1,1 – 1,8 млн рублей. Второе место с минимальным отрывом занимают участки в ИЖС по цене 700 тыс. – 1 млн рублей. Несмотря на существенный рост, аналитики «Петербургской недвижимости» не испытывают иллюзий и заявляют, что высокая волатильность данного показателя от месяца к месяцу не позволяет говорить о тенденции роста. Волатильность фиксирует также экспертное бюро «Сперанский» на рынке коттеджных поселков. По словам руководителя бюро Дмитрия Сперанского, в мае участники информационного обмена (116 коттеджных поселков) зарегистрировали 139 сделок: 111 участков без подряда, 3 коттеджа, 25 секций таунхаусов. По сравнению с апрелем результат улучшился на 10%. По сравнению с маем прошлого года – на 10% хуже.

«По сравнению с предыдущими месяцами, заметно возросло количество сделок с участками в нижней ценовой категории (до 100 тыс. рублей за сотку). Обычно такие сделки подписываются в начале весны (март-апрель), но в этом году весна задержалась и продажи сместились на более поздние месяцы. Также, вот уже 9 месяцев, мы наблюдаем и активизацию в более высоком ценовом сегменте (участки от 250 тыс. рублей за сотку). Таких сделок сегодня подписывается в 1,5 раза больше, чем год назад. А вот «серединка» пока немного отстает», - резюмирует аналитик.

О росте спроса на более дорогие участки сообщили и в компании «ФАКТ.»: «Тенденция последнего квартала в компании – покупка участков в посёлках, средняя стоимость за сотку в которых порядка 200 тыс. рублей» - сообщил Сергей Балуев. Эту тенденцию эксперт связал с повышенным спросом на посёлки с готовыми коммуникациями и инфраструктурой. В подобных проектах покупатель может строится сразу, не ожидая пока к его участку подведут электричество, газ и остальную инженерию.

Летняя активность

Начало лета не принесло на рынок новых проектов. Но вот что интересно: на рынок стали приходить механизмы продвижения и увеличение спроса, которые активно используются на рынке многоквартирном. Так, команда блогеров «СтройХлам» совместно с компанией GoodWood запустила проект под названием «Дом за сто дней» на территории посёлка «Малиновые вечера» в Ломоносовском районе Ленобласти. В рамках проекта в течение ста дней будет возводиться двухэтажный дом площадью 180 кв. м, спроектированный компанией GoodWood. Первый этаж будет построен из газобетона, а второй - из клееного бруса. Правда, пока что не понятно, как идет стройка — за 20 дней с момента громкого анонса больше никаких новостей.

Еще одна важная тенденция - загородные девелоперы все чаще стали говорить о повышении клиентского интереса к ипотеке. По словам директора по продажам компании «ФАКТ. Коттеджные посёлки» Сергея Балуева, ипотечные заявки в среднем (в разных проектах разная доля) уже составляют около 20% от количества сделок. Растёт в последние 2 месяца и доля короткой рассрочки на 2-3 месяца с 30%-м первоначальным взносом, сейчас сделок, с подобной схемой оплаты - около 40%.

Кроме того, девелоперы начинают «уходить» от проектов эконом-класса, массовое появление которых стало ответом на снижение покупательского спроса. Можно говорить в этой связи, что кризис на рынке закончился или пережил острую фазу. «Мы практически прекращаем работу в сегменте эконом, переориентируясь на комфорт-класс, где участки стоят 1,5 млн рублей и выше, – рассказал коммерческий директор «Факт.» Алексей Баринов. – При этом мы сознательно теряем в количестве сделок, но увеличиваем объем выручки». По его словам, в ближайшее время компания выведет на рынок поселок комфорт-класса.

В акциях

Летом девелоперы не отказались от традиционных акций — причем, уже неоднократно замечено, акционными механизмами привлечения клиентов «балуются» одни и те же компании. Так, ГК «Кивеннапа» предлагает стать домовладельцем всего за 1 млн рублей. Конечно, на самом деле речь идет не о сверхдешевом коттедже, а о секции в таунхаусе площадью 40 кв. м, который расположен в «Кивеннапе Юго-Запад».

Целую россыпь фан-акций, приуроченных к Чемпионату мира по футболу, предложила компания «ФАКТ. Коттеджные посёлки». В рамках акции «Чемпионская фора» предлагаются 5 участков с готовыми коммуникациями за 1,5 млн рублей в КП «Отрадная бухта» и «Кавголовские холмы». В рамках акции «Пора выбирать, где пас тренировать!» можно получить скидку 450 тыс. рублей на участки в поселках с футбольным полем: «ПриЛЕСный» и «ПриЛЕСный 2.0», «Кокосы» и «Кавголовские холмы». И кэшбэк «Оле-оле-оле-оле! Заработай на футболе». Компания вернет 10% от суммы договора при покупке участка в рассрочку до финала Чемпионата.

ГК «Штаб» в июне предоставляет скидку (акция со странным названием «Тадам... Пора покупать участок!!») более 400 тыс. рублей на участки в КП «Северные Террасы», «Софийские Сады», «Охта». Так, во второй очереди КП «Северные Террасы 2» стоимость надела площадью 6,34 соток (на сайте написано «кв. м») снижена с 2 млн рублей до 1,6 млн.

Финская компания Honka в честь своего 60-летнего юбилея «дарит» скидку 20% на пятнадцать проектов домов из клееного бруса площадью от 168 до 541 кв .м. Так, двухэтажный проект «Kvarsti» обойдется по акции в 8,5 млн рублей.