Загород: между жизнью и смертью

Застройщики Петербурга уже пересчитаны, всем известно, кто самый крупный, кто самый надежный, кто строит откровенные каменные джунгли и халтурит с отделкой, а кто хочет, чтобы людям было комфортно. На загородном рынке очевидных лидеров нет, нет и объективной информации о том, как обстоят дела у той или иной компании. Зачастую только приехав в поселок, можно увидеть, жива компания или нет. Ну или просмотреть новости на сайте компании — если они давно не обновлялись, значит точно, «компашка» дышит на ладан.
На грани стабильности

Загородный рынок пострадал от кризиса больше чем городской, многоэтажный, выживание которого стало задачей номер один для Минстроя. В результате объемы строительства массового жилья не упали, а даже выросли, отобрав часть спроса с загородного рынка. «На фоне снижения общих экономических показателей у загородных девелоперов добавилась еще одна проблема – это сокращение разницы между стоимостью объектов в Ленобласти и в черте Петербурга, - говорит начальник отдела маркетинга ГК «Кивеннапа» Наталья Вьюшина. - Если раньше многие граждане предпочитали загородную недвижимость экономкласса, как недорогую и единственно доступную альтернативу городскому жилью, то сейчас у них вполне есть выбор между объектом в области и небольшой по площади квартирой на окраине города. И многие делают выбор в пользу последнего, как более удобного варианта в плане транспортной доступности и социального обеспечения». Девелоперам пришлось изворачиваться и придумывать, как выживать и конкурировать с дешевым городским жильем, с дешевой ипотекой, которая получила поддержку государства. Многие с этой задачей не справились — и либо заморозили проекты, либо ушли искать счастье в других сферах. «На рынке растет число подвисших проектов, где застройщики не ведут никакой деятельности. Участились случаи банкротства. Соответственно, покупатели становятся острожными и все меньше доверяют девелоперам, чьи поселки находятся на начальной стадии строительства. Фирмы, которые не имеют собственных средств, чтобы довести проект до готовности имеют все шансы остаться без клиентов и – в перспективе – вовсе вылететь с рынка. Те компании, которые готовы инвестировать свои деньги в строительство поселка, имеют куда более высокие шансы на успех», - уверен директор по строительству «Aurinko Бор» компании Villa-House Юрий Головеров.

По данным экспертного бюро «Сперанский», на сегодня приостановлена реализация в 198 проектах, во втором квартале было заморожено 6 поселков. По словам руководителя бюро Дмитрия Сперанского, сегодня девелоперские компании можно классифицировать как вулканы. Есть действующие, а есть потухшие. Есть компании, которые пристально следят за конъюнктурой, разрабатывают новые приемы и маркетинговые ходы, присутствуют в информационном поле и делят между собой клиентов. И есть те, где годами ничего не происходит, все инициативы умирают на корню, никто не думает, как выиграть войну за клиента, проекты по полгода не видят ни одного покупателя – и никто не объявляет тревогу. Такое мы видим и в крупных, и в мелких компаниях. «Какая из этих категория – первый кандидат «на вылет», думаю, не надо объяснять», - резюмирует аналитик.
Покупатель прав

Девелоперам приходится прислушиваться к покупателям, чтобы выжить, а они становятся осмотрительнее, крайне неохотно приобретают объекты в начальной стадии реализации, крайне подозрительно относятся к новичкам рынка, не имеющих «положительной на рынке истории». «Этот год показывает, что на рынке в лидерах - крупные застройщики, с несколькими проектами, которые имеют свои ресурсы для строительства необходимых коммуникаций и инфраструктуры поселков и не зависит от стороннего финансирования и дохода с продаж в выполнении своих обязательств. Максимальным спросом пользуются проекты комфорт-класса, в которых уже сданы все коммуникации», - отмечает директор по продажам ГК «ФАКТ» Сергей Балуев. По его словам, в лидеры выходят те, кто уделяет внимание сервису, постпродажному обслуживанию и работе с клиентом, а также предоставляет полный комплекс услуг, которые могут потребоваться жителям поселка. Сейчас в работе с клиентом не достаточно просто продать участок, необходимо предложить консультацию/помощь в решении возникающих задач при строительстве дома или благоустройства участка. «Кроме того, только опытные сетевые девелоперы могут позволить себе проведение праздников, мероприятий для детей, спортивных соревнований. В нашей компании, например, поддержание активного образа жизни в поселках - наше обязательство», - добавляет Сергей Балуев.

Кто на вылет

К сожалению, предсказать, какая компания покинет загородный рынок, невозможно. Как говорят эксперты, один и тот же проект может проходить цикл разморозки-заморозки за год неоднократно. Но в то же время даже по сайтам некоторых компаний можно сделать вывод, как обстоят на самом деле дела на том или ином объекте.