Рынок заставляет меняться

Спад на рынке загородной недвижимости – очевидный факт. Девелоперы вынуждены подстраиваться под новые реалии и менять стратегии уже не ради прибыли, а просто решая проблемы выживания. Что будут покупать весной и летом 2018-го? Какие аргументы помогут застройщикам продавать? Главное: удастся ли участникам рынка убедить граждан, что дача им все-таки нужнее, чем, например, «подушка безопасности» на черный день?
Валерий Соколенко, генеральный директор компании «Лэндкей»:- С приходом тепла покупательский спрос оживится. Для успеха застройщик должен предъявить максимально готовый к реализации проект, с юридически правильно оформленными документами и введенными коммуникациями. Репутация девелопера гораздо важнее месяца на календаре. В период высоких рисков покупатели готовы отдавать деньги только надежным застройщикам, которые заслужили доверие многолетней работой, подтвержденной серьезным «портфолио».
Вадим Новиков, девелопер проекта Liikola Club:- Дело не только в том, что прежние приемы не работают - поменялась мотивация покупателей. На рынке происходят депрессивные изменения, как их преодолеть – пока неясно. Причем это не сиюминутный, а долгосрочный фактор. Результат выборов известен, ни на что он не повлияет. Для позитивных перемен на рынке нужны такие решения, которые сегодня мне представляются маловероятными. Например, смягчение регулирующего давления на бизнес, открытие новых возможностей для предпринимательской деятельности. Вроде бы очевидные и полезные меры, но это только верхушка айсберга, такие шаги в последующем развитии могут угрожать самой системе власти.
Артем Чесноков, руководитель проекта «СувантоЯрви»: - Рынок изменился и будет меняться дальше, заставляя девелоперов все больше ориентироваться на безопасность сделки, на интересы клиента. Потребитель готов и на увеличение цены – но под четкие гарантии. На загородном рынке никогда не было простых условий. Остаются актуальными проблемы с подключением сетей и с дорогами. С изменением схемы регулирования (передача полномочий на уровень региона) сроки по землеустройству просто атомные. Кто не успел получить ПОЗ (проект организации застройки) до конца 2017-го, теперь должен согласовывать его с областью. Стратегия на сегодня – это чистота информационного поля в рекламе, открытость ценовой и коммерческой политики, максимальная гибкость. Несмотря на все сложности, я уверен, что будут востребованы проекты юридически чистые, с выверенный концепцией и понятной инфраструктурой, в хорошем месте и с нормальными соседями. В приемлемой доступности и не в зоне массового скопления людей (типа Лосево).
Сергей Балуев, директор по продажам компании «ФАКТ. Коттеджные поселки»: - Устойчивая тенденция рынка загородной недвижимости – предложение готового продукта и поселков высокой степени готовности. Никаких сладких обещаний и маркетинговых сказок! Покупателю важно быть уверенным в застройщике и видеть продукт объективно и прозрачно. Повышение грамотности населения в вопросах недвижимости, рост требований к качеству строительства и сервису стали естественными факторами вымывания многих девелоперов с рынка за последние два года. Формат общения с клиентом «продать и забыть» уже не актуален, мы стараемся выстроить долгосрочные партнерские отношения, основанные на фактах и доверии.
Андрей Бочков, генеральный директор УК «ПулЭкспресс»: - Сейчас многие люди, располагающие средствами, стоят перед непростым выбором: позаботиться о создании финансовой «подушки безопасности» или все-таки жить здесь и сейчас? Среднего класса на рынке практически нет. Как-то продаются или дорогие объекты, или совсем дешевые. Участки перестали восприниматься как объект инвестирования или просто сбережения средств. Не факт, что при продаже ты сможешь хотя бы вернуть потраченные деньги. Сегодня предприниматель или топ-менеджер, взвешивая риски, решает: если вдруг что – куда вывозить семью? В Ленобласть или в Болгарию? Или в Финляндию? Сегмент недорогих дач все-таки жив, этот продукт – условно до 2 млн рублей – востребован. Дальше начинаются вопросы качества и доверия к застройщику. Главный фактор, который сейчас тормозит рынок – высокий уровень тревожности. Что будет дальше? Где готовить «запасной аэродром»?

Застройщики: